В Иркутской области 1567 километров федеральных автомобильных дорог. В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Прибайкалье» находятся три федеральные автомобильные дороги: М-53 «Байкал» (Р-255 «Сибирь»), М-55 «Байкал» (Р-258 «Байкал») и автомобильная дорога «Вилюй» (А-331 «Вилюй», Тулун – Братск - Усть-Кут).
В соответствии, с Государственной программой РФ «Развитие транспортной системы» на 2014 год было выделено Федеральным Дорожным Агентством финансирование в размере 7 млрд. руб. на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт сети федеральных дорог Иркутской области. В этом году на сети федеральных автомобильных дорог Иркутской области был произведен ремонт 200 километров дорог, 42 км капитально отремонтировано, а также введен в эксплуатацию объект строительства - закрытие 6 км гравийного разрыва на М-53 «Байкал» в Тулунском районе.
Автомобильная дорога М-53 «Байкал» (Р-255 «Сибирь», Красноярск – Иркутск) соединяет Иркутскую область с Центральной частью России, трафик автотранспорта в пиковые часы доходит до 40 тыс. автомобилей! Поэтому перед ФКУ Упрдор «Прибайкалье» стоит три основные задачи, по максимальному приведению дороги в нормативное состояние, это:
- Ликвидация гравийных разрывов.
В этом году закрыт 6 км гравийный разрыв в Тулунском районе км 1454-км1460, а в 2015 году с вводом в эксплуатацию двух объектов строительства в Нижнеудинском районе км1437 - км1443 км и Тулунском районе км1443-км1454 протяженностью 17 км, будут ликвидированы последние участки, имеющие переходный тип покрытия. И тогда федеральная дорога М-53 «Байкал» от Тайшета до Иркутска будет иметь вторую техническую категорию, что позволит повысить пропускную способность, безопасность дорожного движения, а также уровень комфорта для пользователей дороги.
- Ликвидация железнодорожных переездов в одном уровне.
В этом году были продолжены работы по строительству путепровода км1362 в Нижнеудинском районе, сдача объекта состоится в 2015г.
Также проторгованы два объекта строительства в Тулунском районе км 1504 – км 1508, км 1519-км1524, ввод объектов в эксплуатацию состоится по плану в 2016 году.
- Обходы городов.
1 апреля 2014 г. ФКУ Упрдор «Прибайкалье» получило задание на подготовку проектно-сметной документации обходов городов Усолье-Сибирское и Тулун. На данный момент процедура торгов на разработку проектно-сметной документации завершена.
Планируется, что проектно-сметная документация по обоим объектам будет готова в 2016 году, а уже в 2017-м начнутся непосредственно строительные работы. Согласно предпроектным расчетам длина каждого из обходов будет превышать 40 км, дороги предполагается делать второй технической категории с минимум шестью искусственными сооружениями. Предварительная стоимость строительных работ только на усольском обходе составляет порядка 16 млрд рублей. Однако в процессе проектных изысканий будут искаться варианты удешевления.
Следующими на очереди по строительству обходов федеральной трассы крупных городов в программе работы ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» значатся Нижнеудинск и Куйтун.
В рамках реализации программы по строительству и реконструкции до 2022 г. Управление планирует доведение автодороги М-53 «Байкал» до параметров II категории с обходом всех населенных пунктов.
М-55 «Байкал» (Р-258 «Байкал»)соединяет Приангарье с Бурятией и Дальним Востоком, транспортный поток идет через эту трассу и в Китай, и в Монголию, образуя азиатский транспортный коридор.
Это сложная дорога, имеющая статус аварийно-опасной из-за перепадов высот и крутых поворотов, а также не соответствующая нормативам и катигорийным требованиям. Ее ремонт, а тем более строительство потребует максимального приложения усилий, как со стороны заказчика, так и подрядных организаций.
На сегодняшний день, перед ФКУ Упрдор «Прибайкалье» поставлена задача по максимальной модернизации автодороги «Байкал» к 2020 год.
В нынешнем сезоне был произведен капитальный ремонт 7 км дороги в Шелеховском районе км 57- км 64, также отремонтировали 15 км дорог, конечно же самая большая работа ведется по реконструкции ремонтонепригодного путепровода, находящегося в аварийном состоянии на 96 км автодороги в Слюдянском районе.
На сегодняшний день на рассмотрении в Росавтодоре находиться проект на строительство самого сложного участка автодороги М-55 «Байкал», км 47-км 55 («Тещин язык»).
Также на экологическую экспертизу направлены проекты на строительство
- Участка в Шелеховском районе, который обеспечит обход населенных пунктов Чистые Ключи и Моты, ликвидацию аварийных участков, мест концентрации ДТП. Протяженность участка 21 км.
- А так же строительство участка в Слюдянском районе, участок проходит в застроенной территории поселка Култук. Дорога относиться к аварийно-опасным участкам. Протяженность 3,5 км.
Упрдором уже даны предложения в Росавтодор по выделению финансирования на строительство данных объектов в 2015-2017 г.
Автомобильная дорога «Вилюй (А-331 «Вилюй», Тулун – Братск - Усть-Кут).
С момента передачи автомобильной дороги "Вилюй" в ведение ФКУ Упрдор «Прибайкалье» средства на разработку проектов на реконструкцию автомобильной дороги не выделялись. По техническому состоянию автомобильная дорога соответствует III – IV категории, имеет переходное покрытие на протяженности 251,1 км, деревянные мосты, ежегодно подтапливаемые участки. В 2014 году по всей автомобильной дороге «Вилюй» отремонтировано 78 км. Учитывая острую необходимость, были разработаны планы на строительство, реконструкцию и ремонт дороги до 2018г.
В рамках работ по содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения по федеральным автодорогам в Иркутской области установлены дорожные знаки, направляющие устройства. Также введено в эксплуатацию осветительное оборудование в населенных пунктах, нанесена горизонтальная дорожная разметка почти на полутора тысячах автодорог. Для ликвидации аварийно - опасных участков с высокой концентрацией ДТП и повышения безопасности дорожного движения на федеральных дорогах Приангарья установлены 10 светофорных объектов, установили уникальное новое тросовое ограждение и протвоослепляющие экраны, которое применяется в Иркутской области впервые. Также продолжатся установка постов метеорологического оборудования на всей сети федеральных дорог.